Встречи проходят несколько раз в неделю. У нас разные форматы - воркшопы, лекции, практикумы, коллажные вечеринки и просто посиделки за свободным коллажированием. А в рамках каждого формата мы придумываем разные темы и поводы для встреч.
ПРАКТИКУМ
куратор в педагогическом ударе
2 часа
освоение приемов и развитие навыков, полезных коллажисту
минимум бумажной медитации
максимум прокачки коллажных скиллов
создание учебных коллажей (решение творческих задачек)
ПОСИДЕЛКИ
куратор показывает азы и потом помогает по запросу
Автопортрет – это не обязательно картина или фото, техника вторична. Первично – то, что в этом произведении вы отражаете себя так, как сами видите и ощущаете. Коллажный автопортрет в некотором смысле парадокс. Вырезки из журналов – это ни разу не ваше фото. Это также не просто лицо или силуэт, и даже не обязательно они. Но в коллаже можно запечатлеть черты и внешнего своего образа, и внутреннего, и свои стремления, и то, что вдохновляет – словом, свой мир. В композицию могут попасть и любимая погода, и фантик от шоколадки, круг от кофейной чашки на странице, подходящая цитата, туфли любимого цвета – что угодно, что подскажет внутренний голос или интуиция. В начале встречи мы говорим о том, на каких опорных точках можно выстроить автопортрет, и смотрим, какими портретными приемами пользуются коллажисты. А затем погружаемся в практику – отбор материала и выстраивание композиции. Приходите на воркшоп "Автопортрет", чтобы встретиться с собой и воплотить свой уникальный образ.
Коллаж-оммаж
Омма́ж (от фр. hommage — признательность, дань уважения) в искусстве — это работа-подражание (и жест уважения) другому художнику. Это может быть картина-подражание другой картине, а могут быть, например, визуальные отсылки в фильмах и видеоиграх к другим фильмам и видеоиграм. Так что на самом деле все мы видели оммажи, и не раз. Подражать первоисточнику можно очень по-разному: в стилистике, композиции, цветовом решении, в сюжете, значимых деталях – в любых комбинациях. Главное условие – чтобы в оммаже была видна связь с ним. В начале встречи мы говорим про то, какие бывают оммажи. Потом рассматриваем первоисточник (заранее выбранную очень известную картину) и думаем, как создать оммаж на него в технике бумажного коллажа: что можно учесть, какие приемы применить и т.д. А затем приступаем к коллажированию. Итак, суть коллажного оммажа: - копирование первоисточника – нет, - пародия на него – вообще нет, - самостоятельное авторское произведение – да, - ваш собственный замысел – безусловно, - ирония – весьма вероятно (потому что ну куда в коллаже без иронии). Приходите в "Коллажную" оммажить!
коллаж желание
Визуализировать свои желания очень полезно. Во-первых, это просто приятно. А во-вторых, это действительно приближает их осуществление. Потому что, чтобы картинка сложилась, вы активно осознаете, чего вам хочется, формулируете желание, продумываете детали, расставляете приоритеты… То есть, как говорят психологи, работаете над своим желанием – а это первый важный шаг к тому, чтобы оно сбылось в вашей жизни. Как мы это придумали? С тех пор как мы открыли мастерскую, нас спрашивали, создают ли в Коллажной коллажи желаний (карты желаний), и мы точно решили, что еще как создают! Однако нам хотелось, чтобы эта тема подходила всем и чтобы в результате получалась не иллюстрированная типовыми картинками табличка, а уникальное для каждого участника эстетичное произведение. В итоге мы соединили популярную психологию с техникой бумажного коллажа. Одно заветное желание или целый список – можно всё! В начале воркшопа "Коллаж-желание" мы говорим о том, как отличить истинное желание от цели и "надо", как сформулировать его так, чтобы сфокусировать на себе. Потом разбираем способы, с помощью которых можно воплотить свое желание (или желания) в коллаже. И приступаем к творческой визуализации! Приходите в Коллажную приближать свои мечты и желания к жизни!
Коллаж с вышивкой
Современная вышивка – борец с вышивальными страхами («не умею вышивать, это сложно, долго»), часто это творческая импровизация. Еще ее называют свободной: вы можете очертить лишь контур рисунка или вышивать вовсе без схемы; использовать простую строчку или фантазийно совмещать стежки (даже не зная их названий). Наконец, можно создать свой способ обыграть фото вышивкой: сетки, линии, висящие концы нитей… Это коллаж не в буквальном смысле, ведь мы не клеим, а вышиваем. Однако принципы коллажа – соединение разных визуальных компонентов в единую композицию и остранение исходного изображения – в вышивке работают на полную. При этом быть вышивальщицей совсем не обязательно. Если вы не умеете крестиком или гладью – не проблема. Суть не в количестве стежков, которые вы знаете, и не в опыте, а скорее в вашей фантазии и желании попробовать. Вышиваем мы по винтажным портретным открыткам. У нас есть иголки, шкатулка цветных ниток мулине, наперстки и калька для эскизов. А стежки при необходимости можно освоить прямо на месте. В начале мы на примерах смотрим, какой может быть коллажная вышивка и какие приемы используют мастера этого жанра. Для этого Ольга собрала в презентацию кучу вдохновляющих рефов. На этой встрече время течет иначе, может, потому что глаза отдыхают: не нужно шерстить журналы в поисках деталей, вырезать, строить, а потом разбирать композицию, чтобы наклеить. У вышивки свой неспешный ритм. Когда начинаешь вышивать, сама собой завязывается легкая беседа. И даже если придется что-то распустить и попробовать вышить иначе, это не обидно, потому что времени аж 3 часа и потому что видишь, как хорош результат стараний. Приходите в Коллажную превращать старые фото в современное искусство!
Бестиарий
Давным-давно, в средние века были такие книжки, бестиарии назывались. По-нашему это энциклопедия "Животные", да и всё. Но суть не в названии, а в художественном видении. Оно тоже было средневековое: журналов нейшенел гео там было не купить, и интернет, можно сказать, никакой, – а зато ходили по городам и весям разные сказители-писатели. И вот они рассказывали-расписывали, каких животных своими собственными глазами видели, ушами слышали, зуб дают, ну и так далее. А тогдашние художники по их россказням старательно иллюстрировали бестиарии. И так удачно, что прославились аж в наши дни. Не за правду, конечно, а за радость, несомую этими зверьми в народ. Теперь и мы хайпанем на их славе – будем в Коллажной собирать коллажные Бестиарии! Каждый участник соберет свою собственную небольшую книжечку.
Союзпечать-коллаж
Союзпечать-коллаж – воркшоп для кого ностальгический, для кого юмористический, а для кого выживальческий, или всё это сразу. В этот день мы презираем глянец и трансгрессируем к газетному ларьку у вокзала, проверив по пути свои почтовые ящики. Всё, что найдем там, приносим в Коллажную. А чтобы клеить коллажи из изданий рекламного свойства и низкой социальной ответственности было веселее, у нас будут карточки с заданиями из заголовков (много, всем хватит не по разу).
Благодаря чему даже из треш-печати получаются годные коллажи?
Какую извилину надо выпрямить, чтобы сделать коллажное задание смешнее оригинальных заголовков?
Кому выгодно скрывать от землян правду про Петю-ретушёра?
Теория цвета
"Теория цвета" – практикум для тех, кто испытывает сложности с подбором цветов. Поговорим о том, как практически применять теорию цвета при создании коллажей. Научимся крутить цветовой круг Иттена. Рассмотрим популярные цветовые схемы. Потренируемся их определять. Создадим коллаж по цветовому заданию.
композиция в коллаже
Когда человек пробует себя в коллаже, он часто сталкивается с такими проблемами: старался, вырезал много классных деталей, а они не складываются в одно изображение, неблагодарно разбегаясь по листу; или складываются, но больше похоже на мудборд, чем на коллаж; или вроде коллаж, но он визуально "разваливается на части"; а иногда и вовсе сложно сформулировать, что не так, но вот смотришь на коллаж и чувствуешь - недоволен. Во многих случаях такие проблемы связаны с нарушением композиции. Композиция - это взаимное расположение элементов коллажа. Эти элементы могут быть гармонично связаны в единое целое, в систему, а могут быть не связаны - тут воля ваша. Правил при создании коллажа, как мы знаем, нет. Но общие законы визуальной гармонии никто не отменял. Поэтому чем больше своих знаний о композиции мы будем использовать, тем круче будет наш коллаж.
Какие коллажные умения прокачивает практикум по композиции? Анализировать произведения визуального искусства, видеть, как они «построены», по каким законам визуальной гармонии. Понимать, какую деталь вы ищете в коллаж и зачем. Видеть не только вырезанные детали, но и пространство между ними. Работать с этим пространством, заполнять его так, чтобы было приятно смотреть. «Связывать» детали коллажа в единое целое. Выстраивать иерархию и выделять главное. Чувствовать меру в количестве деталей. Понимать, когда коллаж уже готов. Приходите практиковаться! Будем рассматривать живопись, кадры из кино и, конечно, коллажи, размышлять, беседовать, а потом соберем по коллажу.
Вжух – и коллаж!
На нем мы по очереди подсмотрим и повторим в собственных коллажах несколько простых и быстрых, но при этом эффектных приемов, которыми успешно пользуются профессионалы — художники-коллажисты из разных стран.
Коллаж-пейзаж
Надоело! Персонажи да персонажи… Хочется простора и перспективы, а не только руку туда, ногу сюда, голову так. И смотрите, как интересно получается. Вот мы в школе на изо чаще всего рисовали что? – пейзажи. А сложнее всего нам давалось что? – персонажи. Один еще худо-бедно, но если сюжет… А у нас в коллажной практике наоборот – 9 из 10 коллажей так или иначе персонажные. О чем это говорит? 1. Что коллаж отлично помогает прорабатывать школьные акварельно-гуашевые травмы, создает ситуацию творческого успеха и дарит уверенность в своих силах. 2. Что уже пора вводить в расписание новый практикум – "Коллаж-пейзаж". Приходите, посмотрим, какой он – коллажный пейзаж, чем отличается от пейзажей в живописи и фотографии, как он "сделан". И по этим секретным знаниям соберем свои пейзажи.
Коллажная лапша
Как мы обычно делаем коллажи? Шерстим журналы и вырезки, фигурно вырезаем детали – что-то для фона, что-то на передний план. И составляем композицию как букет. В 9 из 10 случаев. Но что будет, если сломать этот шаблон? Будет интересно! Практикум называется лапшой, потому что мы режем изображение на полоски. А не вырезаем из него отдельные детали. Это первый слом шаблона. Второй слом шаблона – для одного коллажа мы не набираем деталей от всяких разных картинок, а подбираем для совмещения лишь два фото. Раскрывая секреты удачного подбора. А для другого коллажа берем и вовсе 1 картинку – и пересобираем ее тоже с помощью лапшичной нарезки. Прием состоит в том, чтобы так разделить фото, чтобы из исходного получилось 4 «клона». Ведь главное правило коллажа – это не то, что он должен состоять обязательно из разных картинок, а то, что он «странный» в сравнении с обычной картиной.
Ты просто космос
Этот космический практикум мы придумали специально ко Дню космонавтики. Точнее, даже и долго думать не пришлось: сюрреалистические космические пейзажи и парады планет – один из популярнейших мотивов в коллажах. Потому что это эффектно, впечатляет, вдохновляет и заставляет выпасть в приятный астрал. Приходите бороздить коллажными космическими кораблями просторы бумажной вселенной. Насмотримся красоты и раскроем секреты коллажей с космосом. Каждый участник унесет домой небольшой космический триптих (3 коллажа) и ощущение бесконечности мироздания.
Контрформы. Игры с пустотой
Контрформы - это то, что остается на листе, когда мы что-то из него вырезали. Дырки, пустота. Они замечательны тем, что имеют форму (силуэт нашей вырезки) и остаются включены в сюжет изображения. Отличное начало игры. Технических способов использовать контрформы не так много и ими несложно овладеть, а вот идей, которые можно вложить в коллаж с их помощью - целая сокровищница. Контрформа в коллаже может - создать контраст по текстуре и смыслу, - выразить настроение, воспоминания, мысли или даже внутренний диалог, - придать форму тому, что формы не имеет, - оставить главное, а неглавное спрятать - или наоборот, - подменять, дополнять смыслы и конечно создавать внезапные новые. Подборка коллажей с пинтереста, чтобы вы прониклись этой магией. Приходите на практикум - будем играть с пустотой. Можно будет собирать коллажи по одному на прием или воплотить сразу несколько идей на одном коллаже.
Краткая история коллажа от сотворения мира
сколько всего интересного и потенциально коллажного существовало в культуре до 20 века,
как в 20 веке прорастали ростки коллажа,
как в руках художников-модернистов, а потом посмодернистов коллаж из приема "приклеивания" мужал и становился новым творческим методом и способом мышления,
как коллаж и коллажность выросли из рамок традиционного искусства, найдя себе к 21 веку знатное место под солнцем современной культуры.
Коллажная анимация в СММ
Тезисы:
Что такое коллажная анимация и
чем она полезна смм специалисту или блогеру.
Как понять, что вам нужна коллажная анимация в блоге.
Случаи в которых анимация не работает.
Коллажная анимация скоро выйдет из трендов?
Разбор кейсов.
Каким правилам следовать при создании коллажной анимации, если в коллаже нет правил.