Фото с фестиваля: Елена Балакирева / Режь да клей ФЕСТ
ФОРМЫ И КОНТУРЫ

Эта книга выросла из моего дипломного проекта «От Фрагмента», созданого в рамках учебной программы Школы Родченко в мастерской Юлии Вергазовой. Сейчас этот проект экспонируется в Актовом зале ЦТИ «Фабрика» в рамках выставки «Пограничные среды».

8 бумажных кукол закреплены на тонких стойках разной высоты.
Сами бумажные куклы собраны на гвоздиках и потенциально подвижны. В экспозиции они закреплены без движения. Эти возможные движения передает движущаяся тень куклы (позади кукол на стене проекция, которая имитирует тени кукол).

«От фрагмента» – это деконструкция, во-первых, собирательного образа женщины с привлекательной внешностью, а во-вторых, реального образа тела реальных женщин. Цель ее – в поиске личной идентичности. Эксперты на защите дипломов, Евгения Суслова и Алексей Шульгин, посоветовали мне продолжить этот проект в форме книги.

Весной 2024 года в лаборатории NIZINA в рамках курса «Современная фотокнига» я создала эту книгу. Строго говоря, я не знаю, можно ли назвать это фотокнигой: фотографий в ней нет. Все материалы родились посредством сборки, сканирования, кадрирования восьми бумажных кукол изначального проекта. Что соответствует духу свободной игры деталями.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЛИСТАЛКА

Мягкая обложка.
Основной блок:
Размеры: ширина 199 мм высота 270 мм 48 полос (24 разворота)
Бумага: офсетная 120 г/кв.м,
Переплет: блоки на сшивании.
Тираж: 30 экз.
Вставка: ширина 148 мм высота 210 мм 24 полосы (13 разворотов)
Бумага: SvetoCopy ECO 80 г/кв.м


ОСНОВНОЙ БЛОК
ВКЛАДКА

Формы и контуры — это те границы, что очерчивают мое существование в мире. Намечая поначалу контур и отделяя его линией некую аморфную массу деталей, — то, что внутри, от того, что вовне. Отталкиваясь в этом изначальном разделении от отсеивания того, чем ты точно не являешься.

Те, кто говорит: «Я ищу себя», «Я до сих пор ищу себя» , — почему они никак себя не находят?
Я могу только создать себя, внутри определенных границ.
Вот я составляю замкнутую линию контура и говорю:

«Всё, что вне этого контура, — это не я».
«А всё, что внутри этого контура, — это я».

Что же внутри? Аморфная масса я-форм начинает разлагаться на первоэлементы образа,
его кусочки, части и частицы. И из них методом проб и подбора пытаюсь собрать, создать себя.
Как выкройку, модель, куклу…

Сначала я подбираю намеренно противоречащие детали, соединяю определенно красивое
(привлекательные детали образов, взятых из журналов мод) с некрасивым, странным (натоптыши, спущенные коричневые чулки, ветвящиеся конечности, слишком короткие ноги со слишком длинными руками и т.п.). Однако в процессе создания куклы всегда начинается игра, которая прорабатывает любые противопоставления, и они, вместо того чтобы заостряться, снимаются, объединяя визуально противоречивые детали в едином образе.

Контур, оставаясь границей, может меняться — и я меняю его. Потому что в нем есть не только
жесткие, но и подвижные, и проницаемые границы: то, кем ты не можешь стать никогда, и то,
кем можешь стать — потому что вырастешь, если изменишься, захочешь или когда примешь себя.

Я действую от общего к частному, двигаясь от краев контура к центру. В то же время я двигаюсь
и изнутри к краю, внимательно рассматривая каждый кусочек — часть тела, деталь одежды, позу,
и каждое чувство, каждую реакцию, и все прочие составные части, их лицевую сторону и изнанку,
их роль в пространстве образа.

Однако в итоге каждая кукла запечатлевает не результат, завершенный образ, а процесс — мой
внутренний путь к самоопределению и осознанию себя, от детской борьбы противоположностей «прекрасно — ужасно» к сознательной свободной игре.

Мы вообще ничего не воспринимаем ни вне, ни внутри себя цельным.
Продолжая менять контур.
Примерять и присваивать одни формы и отказываться от других.
Играть деталями и стремиться к тому, чтобы кукла потенциально всегда менялась, двигалась, чтобы она оставалась «живой».

У этой игры нет никакого обещанного конца.